EN
ВДНХ, павильоны №53 и №54
Вт - Вс: 11:00 - 20:00
Пн - выходной
Эпохa 1907-1917
История гаража особого назначения
Собственный Его Императорского Величества гараж. 1907–1917 годы

«
Собственный Его Императорского Величества гараж официально был создан в начале 1907 года соответствующим распоряжением Николая II. К тому моменту император уже увлекался самодвижущимися экипажами. Русского самодержца к автомобильным прогулкам пристрастил его флигель-адъютант — князь Владимир Николаевич Орлов, который часто возил Николая II на своем автомобиле «Делоне-Бельвиль» (Delaunay-Belleville). Император был весьма впечатлен, отмечая эти поездки в своем дневнике, где в конце концов появилась запись о том, что пора бы и перестать пользоваться любезностью В.Н.Орлова и начать ездить на собственном автотранспорте. Так Николай II принялся приобретать автомобили поначалу на собственные средства, а затем и издал вышеупомянутое распоряжение, после чего в структуре Министерства императорского двора возник Собственный Его Императорского Величества гараж с отдельным финансированием. Заведовать Гаражом был назначен князь В. Н. Орлов.

К тому моменту в Гараже имелись семь автомобилей. Саму императорскую фамилию обслуживали три — «Делоне-Бельвиль» и два «Мерседеса» (Mercedes). Еще три «Мерседеса» предназначались для свиты. Седьмым автомобилем гаража стал приобретенный для повседневных нужд омнибус фирмы «Бенц» (Benz). Гараж стал обзаводиться помещениями. Еще в 1906 году началось строительство первого здания в Царском Селе, возле Александровского дворца. Затем к ним добавились еще два — в Петергофе и Царском Селе. Помещения Гаража функционировали и как ремонтные мастерские.
Парк автомобилей неуклонно рос, Императорский двор постепенно становился одним из наиболее крупных заказчиков ведущих мировых автопроизводителей и каретных мастерских (в то время производство автомобилей было разделено, кузова изготовляли каретники). Любимой фирмой императорской фамилии было кузовное ателье «Кёльнер и сыновья». Николаю II особенно нравились ее кузова с открытым верхом, хотя охрана возражала: небезопасно.

Со временем при Гараже было основано уникальное учебное заведение — Императорская школа шоферов. Школа готовила специалистов широкого профиля, обладающих также навыками телохранителей: опыт покушений на первых лиц и высших государственных чиновников, иногда весьма удачный (гибель Александра II), не позволял халатно относиться к требованиям безопасности, несмотря на то что отцу Николая II, императору Александру III, удалось добиться существенного снижения террористической активности в последующие годы. Повторения эксцессов допустить было нельзя, и был разработан серьезнейший план охранных мероприятий, модифицированный в связи с автомобилизацией Императорского двора. Существовал специальный стандарт императорского выезда, который предполагал перекрытие прилегающих улиц и прочие мероприятия, направленные на усиление мер безопасности и защиты от всевозможных неожиданностей.
Парк Императорского гаража включал в себя также и российские автомобили. В частности, лимузин завода «Г.А.Лесснер», владелец которого еще в 1901 году подписал договор об эксклюзивном праве торговать в России продукцией «Даймлера» (Daimler) и «Луцк-Даймлера» (Loutzk-Daimler) и производить даймлеровские двигатели внутреннего сгорания и сами автомобили по лицензии. Помимо «Лесснера» в Гараже числился автомобиль «Руссо-Балт». Но эти машины предназначались только для свиты. Императорская фамилия пользовалась лишь лучшими мировыми образцами, дабы не отставать от своих родственников — европейских монархов.

Автомобильная иерархия в Гараже была строгой и выглядела следующим образом:

1. Императорский разряд, обслуживавший августейшую фамилию и состоявший из «Мерседесов» и «Делоне-Бельвилей», был впоследствии пополнен «Рено» (Renault) и «Пежо» (Peugeot) (надо отметить, что цесаревич Алексей ездил на специально заказанном для него «Бебе Пежо» (Bebe Peugeot);

2. Свитские автомобили, представленные той же маркой «Делоне-Бельвиль», а также «Панар-Левассор» (Panhard-Levassor) и «Серекс» (Serex), к которым добавили отечественные «Лесснер» и «Руссо-Балт»;
Парк Императорского гаража включал в себя также и российские автомобили. В частности, лимузин завода «Г.А.Лесснер», владелец которого еще в 1901 году подписал договор об эксклюзивном праве торговать в России продукцией «Даймлера» (Daimler) и «Луцк-Даймлера» (Loutzk-Daimler) и производить даймлеровские двигатели внутреннего сгорания и сами автомобили по лицензии. Помимо «Лесснера» в Гараже числился автомобиль «Руссо-Балт». Но эти машины предназначались только для свиты. Императорская фамилия пользовалась лишь лучшими мировыми образцами, дабы не отставать от своих родственников — европейских монархов.

Автомобильная иерархия в Гараже была строгой и выглядела следующим образом:

1. Императорский разряд, обслуживавший августейшую фамилию и состоявший из «Мерседесов» и «Делоне-Бельвилей», был впоследствии пополнен «Рено» (Renault) и «Пежо» (Peugeot) (надо отметить, что цесаревич Алексей ездил на специально заказанном для него «Бебе Пежо» (Bebe Peugeot);

2. Свитские автомобили, представленные той же маркой «Делоне-Бельвиль», а также «Панар-Левассор» (Panhard-Levassor) и «Серекс» (Serex), к которым добавили отечественные «Лесснер» и «Руссо-Балт»;

3. Автомобили дворцовой комендатуры, отвечавшей за охрану государя, — «Мерседес», «Даррак» (Darracq), «Форд» (Ford);

4. Хозяйственные автомобили — в основном грузовики, прицепные платформы и фургоны.
Вскоре князь В.Н.Орлов отошел от управления технической частью Гаража, сосредоточившись на административных обязанностях, но продолжал исполнять обязанности личного шофера императора. Место главы технической части занял обрусевший французский инженер, механик и изобретатель Адольф Кегресс, ранее работавший на заводе «Г.А.Лесснер». Спустя некоторое время А.Кегресс стал также личным шофером императора. Первое время В.Н.Орлов, знавший о любви А. Кегресса к быстрой езде, ездил с ним из соображений безопасности.

Многогранный талант французского инженера всемерно проявился в Гараже. А.Кегресс старался улучшить устойчивость и проходимость автомобилей в зимнее время. В Гараже шла постройка экспериментальных полугусеничных автомобилей «Мерседес», «Паккард» (Packard) и «Руссо-Балт». Именно А. Кегресс придумал установить лыжи вместо передних колес, а задние заменить гусеницами. Так возникли знаменитые «гусеничные движители Кегресса».

Сама техническая часть Гаража разместилась в отдельном здании в Царском Селе. Центральный фасад по задумке архитекторов был украшен барельефом, изображающим автогонки.
К тому времени император пересел на «Делоне-Бельвиль» 70CV (SMT) c кузовом ландоле. Машина обладала более мощным мотором, а аббревиатура SMT никак не относилась к заводской серийной маркировке: ее следовало расшифровывать как Sa Majestie La Tsar — «Его Величество Царь».

Бюджет Императорского гаража постоянно рос. За шесть лет, с 1905 по 1911 год, расходы составили более одного миллиона рублей, из которых 36,6% пошли на приобретение автомобилей, 43,4% — на обслуживание, а 20% — на постройку и оборудование зданий.

Единожды за свою историю Собственный Его Императорского Величества гараж поучаствовал в масштабной заграничной экспедиции: в 1910 году императорская семья в полном составе отбыла в Германию с визитами к родственникам Александры Фёдоровны. Для транспортного обслуживания были отобраны 12 сотрудников Гаража, а также четыре автомобиля: два для императорской четы — «Делоне-Бельвиль» и «Мерседес» (оба с кузовом ландоле), для свиты — два других автомобиля тех же марок.

В 1913 году Императорский гараж получил еще одно большое здание, так называемый Белый гараж. Он был выстроен там же, в Царском Селе, поблизости от Александровского дворца, и вмещал до 40 автомобилей.

Отдельный филиал был построен в 1912–1913 годах в Крыму, в Ливадии. Это был уже второй крымский филиал; первый, всего на два автомобиля, располагался в Ореанде с 1909 года. Николай II любил путешествовать по Крыму на «Делоне-Бельвиле» с открытым кузовом и тентом.
В результате к началу Первой мировой войны Императорский гараж был одним из лучших автопарков в мире, оснащенным самыми современными, дорогими и технически совершенными автомобилями разнообразных марок. В нем служили лучшие шоферы, механики и техники.

Война внесла свои коррективы в жизнь Гаража. Сообразно запросам военного времени был обновлен и парк. Гараж пополнился ландоле «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce), лимузинами «Тюрка-Мери» (Turcat-Mery) и «Воксхолл» (Vauxhall). А морально устаревшие, но вполне еще пригодные для использования автомобили передавались для нужд армии, ими пополнялись санитарные колонны и т. п. Для поездок Николая II в прифронтовую зону использовались специальные железнодорожные вагоны и платформы, на которых везли императорский автотранспорт до определенного места, где государь пересаживался с поезда на автомобиль.

Кроме того, в Ставке Верховного главнокомандующего был организован филиал Гаража, который в постоянном режиме располагал пятью-семью автомобилями. Несмотря на то что война существенно затруднила поставку необходимых запчастей, серьезных сбоев в работе Гаража не случалось.

Тем временем за неприязнь к Григорию Распутину князь В.Н.Орлов был удален от императорской семьи и руководства Гаражом. Его место занял В. Шоффер, руководивший Собственным Его Императорского Величества гаражом вплоть до самого отречения Николая II в марте 1917 года и последовавшего за этим перехода всех 56 автомобилей вместе с водителями, техническим персоналом и помещениями в руки Временного правительства.

»