EN
ВДНХ, павильоны №53 и №54
Вт - Вс: 11:00 - 20:00
Пн - выходной
Эпохa 1917-1924

«
Императорский гараж после перехода в ведение Временного правительства первоначально не имел официального названия, он просто оставался бывшим Императорским гаражом. Затем в документах стали появляться Автомобильная база Временного правительства или Автомобильная база Временного правительства и Государственной думы. Но это были неофициальные названия. Наконец, осенью 1917 года Гараж решено было официально переименовать и закрепить новое название документально — Автомобильная и Конюшенная база Временного правительства.

Примечательно, что члены Временного правительства не использовали два императорских автомобиля, шедших в описи под соответствующими номерами — 1 и 2. Список начинался с номера 3, и этот «Роллс-Ройс» подавался заместителю А. Ф. Керенского и по совместительству министру финансов Н. В. Некрасову. Такой же «Роллс-Ройс» под номером 4 подавался и самому А. Ф. Керенскому. Шикарные «Делоне-Бельвили» возили министров путей сообщения, внутренних дел, министра исповеданий, а также главу Государственной думы М.В.Родзянко. Из 56 доставшихся от Императорского гаража автомобилей активно использовались около 50. Примерно через месяц Временное правительство было низложено.
В ночь с 24 на 25 октября 1917 года Гараж перешел в распоряжение Петроградского военно-революционного комитета. Вскоре был сформирован Автомобильный отдел Военно-революционного комитета. Все автомобили бывшего Императорского гаража окончательно перешли в ведение советского правительства и начали нести службу с ноября 1917 года.

Когда Военно-революционный комитет прекратил свое существование, все автомобили были переданы на баланс Автомобильного отдела Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК), Автомобильной базы Совета народных комиссаров и Петроградского исполнительного комитета. Спустя некоторое время от руководства Автобазы ВЦИК поступило предложение объединиться с Автобазой Совнаркома. Но В.И.Ленин наложил отрицательную резолюцию: «Отказать в объединении и автобазу Совнаркома оставить как самостоятельную единицу. Хорошо, что шоферы автобазы Совнаркома сохранили автомашины для Советской власти» .

В эти дни автомобили Гаража обслуживали В.И.Ленина и Л.Д.Троцкого уже как руководителей Советского государства. Одновременно велась работа по укомплектованию штата. Автотранспортное обслуживание было негласно признано одним из важнейших элементов обеспечения безопасности новой власти, в особенности учитывая нестабильную политическую обстановку, которая в любой момент могла измениться, повлияв и на соотношение сил. Поэтому для большевиков была важна уверенность в том, что водительский и обслуживающий персонал целиком на стороне новой власти и не подведет.
Большевики придавали большое значение отбору кадров для автотранспортного обслуживания: их проверка на лояльность новой власти проводилась сотрудниками так называемой «семьдесят пятой» комнаты Смольного и курировалась управляющим делами Совнаркома В.Д.Бонч-Бруевичем. В некотором смысле эта работа была аналогична деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии. В результате некоторые водители бывшего Императорского гаража и, соответственно, бывшей Автобазы Временного правительства перешли на службу к большевикам. В их числе оказался и будущий заведующий Гаражом особого назначения Степан Казимирович Гиль.

Именно С.К.Гиль совершил первую поездку с В.И.Лениным на автомобиле «Тюрка-Мери» сразу после революции. И именно С.К.Гиль в январе 1924 года отправился на автосанях с «движителями Кегресса» из Горок в Москву, чтобы получить в похоронном бюро гроб для вождя мирового пролетариата.

Между этими двумя событиями была насыщенная автомобильная жизнь руководства ленинской России, и в нее органично вплетена частичка истории Гаража особого назначения. Особый гараж стал подразделением, выделенным из подчинения Автобазе Совета народных комиссаров и включавшим шесть машин (в том числе автосани) и десять сотрудников, из которых пять были водителями. Официальный статус Гараж получил 1 января 1921 года согласно приказу № 13, подписанному в последний день 1920 года. В январе 1924 года, после кончины В.И.Ленина, ГОН полностью перешел под контроль Политбюро ЦК РКП(б), получив название: «Гараж особого назначения Совета народных комиссаров и Совета труда и обороны СССР».
Первое время после революции обстановка в стране была очень напряженной. В.И.Ленин в 1918 году пережил два покушения. В первом случае его автомобиль (предположительно «Тюрка-Мери») был обстрелян на мосту через Фонтанку в Петрограде (тогда ранение в руку получил швейцарский социал-демократ Ф. латтен). Во втором — после выступления на заводе Михельсона в Москве в В.И.Ленина стреляла Фанни Каплан, и медицинская помощь, по некоторым свидетельствам, оказалась результативной не в последнюю очередь благодаря тому, что С.К.Гиль быстро домчал его на «Рено» 40CV до Кремля.

Дважды автомобили В.И.Ленина угоняли: первый раз это случилось в 1917 году, когда с территории Смольного по подложному пропуску был похищен «Тюрка-Мери», второй — в 1918 году в Москве лимузин «Делоне-Бельвиль» 45 с целью ограбления остановила банда Якова Кошелькова (Кузнецова). И «Тюрка-Мери», и «Делоне-Бельвиль» 45 были найдены и возвращены на Автобазу СНК.

Сама Автобаза Совета народных комиссаров вместе с другими правительственными гаражами — Автомобильным отделом ВЦИК и 1-м Автобоевым отрядом ВЦИК, — переехав в 1918 году в Москву вслед за правительством, разместилась в Каретном ряду. Ленинский гараж, то есть Гараж председателя Совнаркома, будущий Гараж особого назначения, уже тогда фактически существовавший в виде отдельной единицы, разместился в Кремле, на Дворцовой улице, дом 8. В то время Гараж обслуживал лишь самого В.И.Ленина и членов его семьи.
В последний день 1920 года специальным приказом Гараж был выведен из состава Автобазы Совета народных комиссаров как особая единица и получил официальный статус. Так 1 января 1921 года началась история Гаража особого назначения, который обрел это название лишь после смерти В.И.Ленина. С этого дня пять автомобилей подавались «тов. Ленину и его семье» и составляли Особый гараж. Список машин: — легковая машина «Делоне-Бельвиль», № 42, кузов открытый; — легковая машина «Роллс-Ройс», № 41, кузов открытый; — легковая машина «Роллс-Ройс», № 43, кузов закрытый; — легковая машина «Роллс-Ройс», № 19, кузов закрытый; — автосани «Паккард».

Следует отметить, что сначала фактическое, а потом и юридическое отделение Гаража особого назначения от Автобазы Совнаркома вызвало в определенных кругах, связанных с Автобазой, профессионально-административную ревность. Результатом стали многочисленные проверки Гаража и растущее недоверие к С.К.Гилю как его руководителю. Предъявлялись претензии по поводу слишком больших пробегов, излишнего расхода горючего, усиленного увлечения семьи руководителя государства автомобильными поездками. С.К.Гилю вменялось даже то, что он служил сначала царю, затем Временному правительству, а теперь служит Советам. Однако победить в этом аппаратном противоборстве Автобазе Совнаркома не удалось. Решение было принято, но не в ее пользу. Поначалу произошла смена руководства Гаража. Заведующим Гаражом согласно секретному приказу Управделами Совнаркома от 20 октября 1921 года стал чекист П.А.Яковлев. Одновременно было выпущено секретное положение об «Особом Гараже в Кремле», согласно которому он переходил из ведения Управделами Совнаркома в ведение ВЧК.
К тому времени император пересел на «Делоне-Бельвиль» 70CV (SMT) c кузовом ландоле. Когда В.И.Ленин заболел и окончательно перебрался в Горки, там в это время (1922–1924) сформировался «малый» ГОН, основными фигурами которого стали С.К.Гиль, по-прежнему остававшийся шофером вождя, и П.О.Удалов. При этом главная база Гаража оставалась в Кремле под руководством П.А.Яковлева. В 1923 году заведующим Гаражом особого назначения был назначен П.О.Удалов — личный шофер И.В.Сталина с 1919 года. А собственно Гаражу только предстояло перейти в подчинение Совнаркома, но когда во второй половине 1930-х он вновь вернулся в ведение НКВД, это продемонстрировало стратегическую верность решения 1921 года о переподчинении ВЧК: важнейшая структура органов государственной охраны, каковой является Гараж особого назначения, должна находиться в ведении спецслужб.

»