EN
ВДНХ, павильоны №53 и №54
Вт - Вс: 11:00 - 20:00
Пн - выходной
Эпохa 1924-1953

«
В январе 1924 года, после кончины В.И.Ленина, ГОН, руководимый П.О.Удаловым, полностью перешел под контроль Политбюро ЦК РКП(б), получив название «Гараж особого назначения Совета народных комиссаров и Совета труда и обороны СССР».

Высшее руководство страны передвигалось в те годы в основном на автомобилях марки «Роллс-Ройс». По состоянию на 1925 год в ГОНе числились девять «Роллс-Ройсов», в рабочем порядке в Великобритании закупались запчасти для их ремонта. Закупки производились через Наркомвнешторг. В 1926 и 1927 годах были приобретены еще по два новых автомобиля этой марки.

После разрыва советско-британских дипломатических отношений в 1927 году возникла угроза срыва поставок «Роллс-Ройсов». Поскольку ценность бесперебойного автотранспортного обслуживания руководства страны была высока, в 1928 году советское правительство впервые распорядилось приобрести в США первый «Линкольн» для наркома путей сообщения Я.Э.Рудзутака.

Покупка этого автомобиля волею судеб стала поворотной точкой в закупочной политике ГОНа, обозначив постепенную, занявшую весь конец 1920-х и 1930-е годы переориентацию ГОНа на машины из США. И хотя несколько «Роллс-Ройсов» были приобретены при личном участии П. О. Удалова в самом начале 1930-х годов, можно утверждать, что это десятилетие для Гаража особого назначения стало временем «Кадиллаков» и особенно «Паккардов».
В 1933 году И.В.Сталин посетил строительство Беломорско-Балтийского канала. Отправился он с этой инспекцией на автомобилях Гаража особого назначения. Член Политбюро ЦК ВКП(б), первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) С. М. Киров заблаговременно проверил состояние трассы. 18 июля 1933 года И.В.Сталин с К.Е.Ворошиловым выехали из Москвы на трех автомобилях ГОНа в сопровождении двух машин ОГПУ СССР с охраной. Поездка прошла без неожиданностей.

В начале 1930-х годов основной маркой автомашин, на которых передвигался И.В.Сталин, оставался «Роллс-Ройс». К примеру, в начале 1934 года глава государства совершил лишь два выезда на «Паккарде» и «Линкольне». Но еще в 1933 году Политбюро ЦК ВКП(б) издало распоряжение о покупке четырех «Кадиллаков» и шести открытых «Паккардов» в США.

К началу войны из состава ГОНа был выделен так называемый Малый (Сталинский) гараж — особая автомобильно-гаражная группа, обслуживавшая лично И.В.Сталина и расположенная в одноэтажном здании во дворе кремлевского Арсенала.

В конце 1930-х — начале 1940-х годов Гараж осуществлял лишь точечные закупки автотехники. Одновременно на Заводе имени И.В.Сталина велись работы по проектированию и созданию первого советского лимузина представительского класса. Им должен был стать ЗИС-101. Машина была продемонстрирована И.В.Сталину и даже выпущена небольшой серией, но из-за существенных конструктивных недоработок для обслуживания руководства страны не использовалась.

В январе 1941 года изменилась структура подчинения ГОНа. Гараж перешел в ведение Главного управления государственной безопасности СССР — 1-го отдела ГУГБ НКВД СССР (отдел охраны).
Война фактически перевела ГОН на боевой режим работы. В первый же день Великой Отечественной войны на специалистов и автопарк Гаража легла огромная нагрузка, судить о которой можно хотя бы по записям в Журнале посещений кабинета И.В.Сталина. 22 июня 1941 года в этом кабинете побывали 29 человек, многие из которых отлучались и возвращались по несколько раз: шли беспрерывные совещания.

Работа Гаража особого назначения в годы войны была напряженной и ответственной: помимо оперативной деятельности сотрудники выполняли специальные задания. В 1942 году они встречали в Москве британского премьера У. Черчилля. В 1943 году И.В.Сталин выезжал на фронт, и автомобили ГОНа сначала доставляли председателя Государственного Комитета Обороны на железнодорожную станцию, а потом, по прибытии спецпоезда в расположение частей, — до конечной точки следования. Также на фронт и в прифронтовую зону выезжали и другие охраняемые лица, в частности Г.М.Маленков и К.Е.Ворошилов. За 1941 год автомобили ГОНа участвовали в трех таких поездках, за 1942-й — в двадцать одной, за 1943-й — в девяти. В 1943 году СССР с официальным визитом посетил президент Чехословакии Э.Бенеш, в 1944 году — вновь У. Черчилль с британским министром иностранных дел А.Иденом, затем глава Временного правительства Франции Ш.де Голль.
Важнейшим достижением ГОНа за годы войны является автотранспортное обеспечение трех конференций — Тегеранской, Ялтинской (Крымской) и Потсдамской (Берлинской). Причем во время Тегеранской конференции Гараж особого назначения обслуживал все три делегации — советскую, британскую и американскую. В Тегеран автомобили везли сначала по железной дороге до советско-иранской границы, а после ее пересечения машины добирались до столицы Ирана своим ходом, проделав таким образом трехсоткилометровый путь. Для И.В.Сталина и его охраны из Малого сталинского гаража были выделены бронированный «Паккард», «Линкольн», «Кадиллак» и ЗИС-101, еще шесть автомобилей предназначались для В.М.Молотова, К.Е.Ворошилова и Л.П.Берии.

В Ялтинской (Крымской) конференции участвовали 35 автомобилей ГОНа, из них бронированных «Паккардов» было уже шесть. Так как Гараж в Ялте обслуживал и делегации наших партнеров, для них были выделены 15 автомобилей.

Потсдамская (Берлинская) конференция стала своего рода экзаменом для органов госохраны СССР — предстояло в кратчайшие сроки подготовить к масштабному международному мероприятию фактически единственный уцелевший под Берлином дворец Цецилиенхоф, стоявший посреди руин и не имевший ни подъездов, ни электричества, ни водоснабжения. Кроме того, предстояло организовать для участников конференции питание и снабжение всем необходимым, включая транспорт. Задача целиком и полностью легла на спецслужбы Советского Союза и была безукоризненно решена. ГОН с честью выполнил свою часть задачи, заблаговременно направив в Потсдам как водительский и технический персонал, так и транспорт.
С 14 сентября 1942 года в соответствии с приказом № М-498с по Наркомату среднего машиностроения СССР были возобновлены разработки советского лимузина высшего класса. Им стал ЗИС-110 (причем создание бронированной версии с индексом 110С велось с опережением). Серийный выпуск «гражданской» версии начался в сентябре 1945 года, а его собрат со спецзащитой на основе бронекапсулы дебютировал в 1946 году, успел послужить И.В.Сталину при поездке в Крым, но окончательно обосновался в Гараже в 1949 году после значительной переделки, получив и отдельный индекс — ЗИС-115. Для того времени это был самый защищенный представительский лимузин в мире.

В конце 1940-х годов из 16 иностранных автомобилей, числящихся в Гараже, девять «Паккардов» были со спецзащитой кузова. Также в конце этого десятилетия произошла замена автомобилей сопровождения, успевших поизноситься за годы службы. В ГОН поступили 10 ЗИС-110 открытого типа.
В конце 1940-х — начале 1950-х годов Гараж особого назначения занимался также транспортным обслуживанием множества мероприятий: парадов и демонстраций на Красной площади, авиационных парадов в Тушино, на которые любил приезжать И.В.Сталин. В 1947 году в Москве состоялась международная конференция министров иностранных дел, и для обслуживания прибывших делегаций ГОНом были выделены автомобили ЗИС-110. Также автомобили Гаража участвовали в обеспечении празднования 800-летия Москвы и 70-летнего юбилея И.В.Сталина в Большом театре в 1949 году.

И.В.Сталин в послевоенные годы практически безвыездно жил на Ближней даче в Волынском, отлучаясь лишь в отпуск на озеро Рица в Абхазии или в Крым. В этих поездках его также сопровождали машины Гаража особого назначения. Дорога же от Кремля до Ближней дачи занимала 12–14 минут. Руководитель государства часто приезжал туда с соратниками, проводя с ними встречи и совещания, заканчивавшиеся, как правило, далеко за полночь. В таких случаях на Ближнюю дачу прибывали сразу несколько автомобилей ГОНа.

»