ВДНХ, павильоны №53 и №54
Вт - Вс: 11:00 - 20:00
Пн - выходной
Эпохa 1953-1964

«
Весной 1953 года Гараж особого назначения вошел в состав 9-го управления МВД СССР, а в 1954 году — в состав 9-го управления Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР. Руководителем ГОНа был утвержден И.М.Степанов.

После смерти И.В.Сталина стиль управления страной изменился. Н.С.Хрущёв, занявший должность первого секретаря ЦК КПСС, несколько иначе представлял себе не только стилистику «автомобильного явления народу» первого лица страны, но и всю церемониальную часть, связанную с автотранспортным обслуживанием высшего руководства страны, приемов высоких гостей, проведения парадов и праздничных демонстраций. Это закономерным образом отразилось на работе ГОНа.

Начал Н.С.Хрущёв с того, что отменил практику поездок на бронированных автомобилях. Он предпочитал машины с открытым верхом, даже в буквальном смысле слова выезжая в поля, на встречи с колхозниками, предпочитал ЗИЛ-110П с кузовом фаэтон. Этот автомобиль с 1956 года использовался специально для поездок в отдаленные районы.

Разработка и производство первых модификаций ЗИС-110 с открытым кузовом велись еще при жизни И.В.Сталина, но только с появлением Н.С.Хрущёва на высшем государственном посту эти машины стали по-настоящему востребованы. Одной из их задач было участие в военных парадах на Красной площади. Первоначально с идеей пересадить принимающих парад маршалов и генералов с лошадей в автомобили-фаэтоны Н.С.Хрущёв и министр вооруженных сил Н.А.Булганин обращались еще лично к И.В.Сталину, но он ответил отказом, заявив, что принимать парад на лошадях — добрая традиция Советской армии. После смерти И.В.Сталина, в мае 1953 года, участвовавшие в параде войск Московского гарнизона военачальники выехали на Красную площадь в открытых автомобилях ЗИС-110Б.
В 1954 году состоялся выезд советских представительских лимузинов Гаража особого назначения за границу. Сначала с 25 января по 18 февраля в Берлин на совещание министров иностранных дел четырех держав — СССР, США, Франции и Великобритании. Затем в Женеву, где с 26 апреля по 21 июля проходила конференция министров иностранных дел СССР, КНР, США, Франции и Великобритании.

Обсуждались корейские и индокитайские вопросы, одним из позитивных итогов конференции было фактическое завершение колониальной войны Франции в Индокитае. Продолжительный характер конференции предполагал множество поездок, что подразумевало постоянное автотранспортное обслуживание. Члены советской делегации передвигались на трех автомобилях ГОНа — лимузинах ЗИС-110: заблаговременно отправленные в Швейцарию по железной дороге, они вызвали неподдельный интерес в Женеве.

На бронированном ЗИС-115, переданном китайскому правительству, вероятно, еще в самом начале 1950-х годов (при жизни И.В.Сталина, примерно с 1950 года, возникла практика такой передачи-дарения руководству дружественных государств автомобилей со спецзащитой), на конференцию прибыл китайский премьер Чжоу Эньлай.

В последующие годы автомобили Гаража особого назначения все чаще сопровождали лидеров Советского государства в их поездках. География командировок ГОНа с каждым годом активно расширялась. В настоящее время без автомобилей спецгаража не обходится ни один зарубежный визит главы Российской Федерации.
К другим хрущевским нововведениям стоит отнести новую практику встречи высоких гостей, прибывавших в те годы в Советский Союз. Собственно говоря, само расширение международных контактов было также инициативой Н.С.Хрущёва. Важным элементом этой открытости была внешняя, церемониальная сторона. Порядок встреч высоких гостей был существенно изменен. Изменения в основном заключались в торжественном следовании кортежа из аэропорта Внуково в Кремль по Большой Калужской улице, впоследствии переименованной в Ленинский проспект, на всем пути следования по обеим сторонам дороги выстраивались москвичи с флажками и транспарантами с приветственными лозунгами.

Этот стиль был обогащен в 1956 году еще одним нововведением — кортеж стал сопровождать Почетный эскорт мотоциклистов, дебют которого состоялся 1 июня 1956 года, когда в СССР с официальным визитом прибыл руководитель Югославии Иосип Броз Тито. Идея создания подобного подразделения пришла в голову Н. С. Хрущёву после посещения именно Югославии годом раньше, где он и увидел сопровождение мотоциклистов при торжественной встрече. Почетный эскорт, численность которого могла доходить до 19 единиц, выполнял также охранные функции: мотоциклистам прививались специальные навыки. Рабочей «лошадкой» эскорта служил мотоцикл М-72, а после 1959 года его сменил К-750.
Гараж особого назначения во второй половине 1950-х годов пополнился новыми автомобилями. Отслужившие свое машины сопровождения сталинских времен постепенно списывались или отправлялись в глубокий резерв, их место занимали «Чайки» ГАЗ-13 и «Волги» ГАЗ-21, применявшиеся для обслуживания тех членов иностранных делегаций, которым по статусу не полагался автомобиль более высокого класса. В частности, один автомобиль «Волга» ГАЗ-21 был предоставлен делегации Объединенной Арабской Республики, прибывшей в СССР в рамках официального визита ее президента Гамаля Абделя Насера в 1958 году. Делегация была представительной и многочисленной: для 20 официальных лиц и 23 журналистов были задействованы 10 автомобилей марки ЗИЛ, 22 автомобиля марки ЗИМ, 12 автомобилей «Победа» и уже упомянутая «Волга» ГАЗ-21.

Но главным изменением в ГОНе при Н.С.Хрущёве стал сам автомобиль первого лица государства. Уже к середине 1950-х были построены первые образцы нового ЗИЛ-111 (Завод им. И.В.Сталина в 1956 году переименовали в Завод им. И. А. Лихачёва), потом эти образцы подверглись нескольким доработкам, и в конце 1958 года в серию пошла итоговая модификация с кондиционером ЗИЛ-111А.

По традиции ЗИЛ на основе лимузина разработал открытую версию — ЗИЛ-111В. Машина предназначалась в основном для парадов и официальных церемоний. Именно открытый ЗИЛ-111В в сопровождении Почетного эскорта мотоциклистов использовался при торжественных встречах вернувшегося из космоса Ю.А.Гагарина 14 апреля 1961 года и посетившего СССР с официальным визитом весной 1963 года кубинского лидера Фиделя Кастро.
ЗИЛ-111В была уготована еще одна важная миссия. Строго говоря, этот автомобиль был в каком-то смысле нашим ответом лимузину американского президента марки «Крайслер». После поездки Н.С.Хрущёва в 1959 году в США на следующий год был запланирован ответный вояж Д.Эйзенхауэра в СССР. В сентябре 1959 года Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР направил в ЦК КПСС записку с просьбой «рассмотреть вопрос о выделении в сентябре 1959 года для Гаража Особого Назначения 9 Управления КГБ СССР 2 легковых автомобилей ЗИЛ-111. Имеется в виду, что эти автомобили будут обслуживать Д.Эйзенхауэра во время его визита в Советский Союз, а также других глав государств и правительств во время их пребывания в Москве»1. Однако визит американского президента не состоялся — он стал невозможен после инцидента с нарушением границ СССР самолетом-разведчиком У-2, управлявшимся летчиком Ф. Пауэрсом, 1 мая 1960 года.

ЗИЛ-111В все же был продемонстрирован зарубежным лидерам в рамках мероприятия в Париже в мае 1960 года. Это была встреча лидеров стран «большой четверки» — СССР, США, Франции и Великобритании. Н.С.Хрущёв подъехал к Елисейскому дворцу — месту проведения саммита — в открытом ЗИЛ-111В, роскошном советском представительском кабриолете. Таким образом, несмотря на инцидент с Ф.Пауэрсом, случившийся двумя неделями ранее, советская делегация все же прибыла в Париж, чтобы устами Н.С.Хрущёва потребовать официальных извинений от Д.Эйзенхауэра. В результате саммит, можно сказать, не состоялся…
Интересной особенностью фактически сорванной встречи была, если можно так выразиться, автомобильная ее сторона. Советский ЗИЛ-111В выглядел максимально представительно и эффектно — из всех прибывших к Елисейскому дворцу автомобилей первых лиц он был самым современным и передовым. Д.Эйзенхауэр прибыл на «Линкольне Космополитан Баблтоп» (Lincoln Cosmopolitan Bubbletop) 1950 модельного года, хозяин Елисейского дворца Шарль де Голль — на «Симке Президанс кабриолет» (Simca Presidence Cabriolet) 1957 года, а британский премьер Гарольд Макмиллан — на «Роллс-Ройсе Силвер Клауд» (Rolls-Royce Silver Cloud) 1955 года2. Рядом с новым ЗИЛ-111В, практически только что сошедшим с конвейера, эти автомобили выглядели по-разному: один — слишком громоздко, второй — чересчур скромно, третий — излишне старомодно. Советский кабриолет произвел настоящий фурор в Париже, всем своим футуристическим обликом он был устремлен в будущее, как бы намекая, кто из присутствующих на встрече истинный сторонник прогресса.

В 1963 году в автопарк Гаража особого назначения вошел лимузин ЗИЛ-111Г, которым Н.С.Хрущёв пользовался вплоть до октября 1964 года.

»