EN
ВДНХ, павильоны №53 и №54
Вт - Вс: 11:00 - 20:00
Пн - выходной
Эпохa 1953-1964

«
В первые годы пребывания у власти Л.И.Брежнева начальником Гаража особого назначения оставался И.М.Степанов (1953–1968). Однако стиль работы ГОНа стал меняться практически сразу. Торжественные церемонии встреч иностранных гостей мало-помалу становились менее помпезными, хотя эти перемены не были резкими.

Так, встреча Шарля де Голля, посетившего в 1966 году Советский Союз, была организована по высшему разряду: с эскортированием президентского самолета истребителями, с поездкой из Внуково-2 в Кремль на ЗИЛ-111Д с Почетным эскортом мотоциклистов. География визита Ш.де Голля включала в себя не только Москву, но и Ленинград, Новосибирск, Алма-Ату, Байконур, Киев и Волгоград. В Ленинграде французского президента наряду с ЗИЛ-111Д обслуживал кабриолет «Чайка» ГАЗ-13Б1.

В 1967 году в Гараже особого назначения появился новый правительственный лимузин высшего класса — ЗИЛ-114. Фактически это был первый автомобиль, сконструированный для Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева. Его демонстрационный образец он осматривал вместе с М.А.Сусловым особо придирчиво. Было высказано пожелание заменить прямоугольную переднюю оптику круглыми фарами: прямоугольные, по мнению руководства страны, смотрелись слишком фривольно. Обтянутую винилом крышу Л.И.Брежнев тоже забраковал, назвав пижонством2. Во всем остальном автомобиль понравился и после необходимых доработок поступил на службу в ГОН.
При Л. И. Брежневе была сохранена заложенная Н.С.Хрущёвым традиция встреч в аэропорту советских космонавтов руководителем страны. 22 января 1969 года чествовали членов экипажей космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» В.А.Шаталова, А.С.Елисеева, Е.В.Хрунова и Б.В.Волынова. Около 14:50, когда правительственный кортеж подъезжал к Боровицким воротам Кремля, прозвучали выстрелы: огонь вел террорист В.И.Ильин, переодетый в милицейскую форму.

Водитель ГОНа Илья Ефимович Жарков был смертельно ранен, мотоциклист Почетного эскорта Василий Алексеевич Зацепилов получил ранение в руку. Террорист был уверен, что стреляет по машине Л.И.Брежнева, но в ЗИЛ-111Г ехали участники встречи — космонавты Г.Т.Береговой, А.Г Николаев, В.В.Николаева-Терешкова и А.А.Леонов, а Генеральный секретарь ЦК КПСС находился в другой машине. Нападавший был оперативно обезврежен, впоследствии признан психически больным, отсидел в спецучреждении и спустя многие годы вышел на свободу. Однако от идеи бронировать правительственные лимузины даже после этого случая руководство страны отказалось.
В 1968 году начальником Гаража особого назначения стал Борис Матвеевич Клён (1968–1975) — человек, с чьим именем у ветеранов подразделения связаны не только самые теплые воспоминания, но и важные перемены. Именно он, заступив на должность, сформулировал принцип: «Автомобиль ГОНа не может стать участником дорожно-транспортного происшествия». Профессиональная переподготовка водителей ГОНа, систематизацию которой связывают с деятельностью нового руководителя, базировалась на изменении требований к работе: изменились скорости движения автотранспорта, загруженность дорог, их число и качество, интенсивность движения и в целом практически все, что могло повлиять на работу.

Также с именем Б.М.Клёна связана идея создания Комнаты истории Гаража особого назначения. Она была организована усилиями ветеранов в 1977 году и существует поныне, пользуясь неизменным интересом молодых поколений гоновских кадров. Сотрудниками были собраны уникальные экспонаты, документы и фотоматериалы.

В 1972–1974 годах в Гараже особого назначения проводились соревнования по фигурному вождению автомобиля, ставшие позднее традиционными.

В 1975 году начальником Гаража особого назначения был утвержден Юрий Тимофеевич Бобошко, занимавший должность до 1981 года.

Зимой 1977 года прошли первые практические занятия по вождению автомобиля на скользкой дороге. Они легли в основу разработки новой методики повышения водительского мастерства в ГОНе. С тех пор соревнования по скоростному маневрированию в зимних условиях проводятся ежегодно.
В 1970-е годы Гараж особого назначения обслуживал множество иностранных делегаций, прибывавших в Советский Союз, а также зарубежных визитов. В 1972 году СССР с официальным визитом посетил Президент США Ричард Никсон. Визит был территориально распределенным, проходил в Москве, Ленинграде и Киеве, но основным его отличительным свойством стало то, что американская делегация была крайне многочисленной. Она состояла из 335 человек. Для обслуживания столь внушительного количества гостей ГОН (и не только он) выделил соответствующее количество автомобилей. Задача была решена блестяще.

Вслед за Р. Никсоном в СССР в 1972 году приезжал его политический оппонент — председатель Государственного совета Кубы Фидель Кастро. На аэродроме его встречали Л.И Брежнев, Н.В.Подгорный и А.Н.Косыгин на автомобиле ЗИЛ-111Д. В те же годы Советский Союз посетил французский президент Валери Жискар д'Эстен — его встречали на ЗИЛ-114.

Летом 1975 года на закрытии Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе делегацию СССР возглавлял Л.И.Брежнев, передвигавшийся уже на ЗИЛ-117. По воспоминаниям ветеранов Гаража особого назначения, Л.И.Брежнев любил лично сесть за руль этого маневренного автомобиля.
С середины 1970-х годов Завод им. И.А.Лихачёва для нужд партии и правительства ежегодно выпускал 22–24 автомобиля семейства ЗИЛ3. Ко дню открытия XXV съезда КПСС в феврале 1976 года был готов опытный экземпляр нового главного автомобиля страны — ЗИЛ-4104, первоначально имевший маркировку 115. В 1978 году первая мелкосерийная машина поступила в ГОН.

Облик правительственного лимузина с тех пор принципиально не менялся — все отличия носили исключительно косметический характер и касались фар, молдингов, бамперов и т.д. Строго говоря, этот облик, сложившийся в конце 1970-х, оставался практически неизменным до 1991 — последнего года существования СССР.

Выпущенная в мелкую серию в 1978 году машина ЗИЛ-4104 не была бронированной, но вскоре жизнь внесла коррективы во взгляды советского руководства на необходимость производства автомобилей со спецзащитой кузова. В 1978 году правительство Афганистана, пришедшее к власти в результате Апрельской революции, обратилось к Советскому государству с просьбой о предоставлении двух бронированных лимузинов: обстановка в стране была неспокойная. Советское правительство с пониманием отнеслось к просьбе афганских товарищей и выделило из глубокого резерва ГОНа два ЗИС-115.
Спустя два года, в 1980-м, член Политбюро ЦК КПСС К.У.Черненко находился с официальным визитом на Кубе, где услышал подобную просьбу от Рауля Кастро. На сей раз было решено поступить иначе. Появилось распоряжение Совета министров СССР № 732-РС от 21 апреля 1981 года, предписывающее спроектировать и построить новый бронированный автомобиль. Так родился проект под кодовым названием «Тополь» (трансформация литеры «Т» в официальной засекреченной документации, первоначально обозначающей тип проектируемого автомобиля — «тяжелый»). Машина предназначалась «для высших партийных и правительственных органов, а также дипломатических представительств за рубежом»4. В распоряжении ни словом не упоминались кубинские товарищи, однако именно проект «Тополь» положил начало разработке автомобиля ЗИЛ-4105 — бронированного советского лимузина, полностью повторившего все уникальные защитные свойства сталинского ЗИС-115.

В 1980 году в Москве прошли XXII летние Олимпийские игры. В ложе Центрального стадиона им. В.И.Ленина в Лужниках на торжественных церемониях сидели рядом президент Международного олимпийского комитета лорд Майкл Килланин и Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, главы государств и правительств, члены советского руководства. Разумеется, обслуживание высоких гостей стало серьезным экзаменом для ГОНа, сданным им на отлично.

В целом период конца 1960-х — начала 1980-х годов был знаковым для Гаража особого назначения. В эти годы были сформулированы основные принципы его работы, актуальные и сегодня, а сам автопарк являл собой совершенно уникальное лицо советского премиального автомобилестроения, запомнившееся всему миру.
В завершающий период пребывания у власти Л.И.Брежнева, а затем Ю.В.Андропова и К.У.Черненко, а также в первые годы руководства М.С.Горбачёва начальником Гаража особого назначения был Юрий Игнатьевич Кружилин (1981–1987). Работа по совершенствованию мастерства водителей ГОНа продолжалась.

Создание еще в мае 1981 года в соответствии с приказом Председателя КГБ СССР Ю.В.Андропова в 9-м управлении КГБ СССР «Курсов по подготовке и переподготовке водительского состава автоотдела» являлось логическим результатом того пристального внимания, которое руководство ГОНа уделяло требованиям безопасности. В 1983 году было принято решение начинать обучение сотрудников и повышение их профессиональной квалификации с самого старта службы. Базовые программы и стажировки были предусмотрены для всех водителей транспортного отдела, для водителей же ГОНа существовали еще и дополнительные программы, такие как «Сопровождение», «Антитеррор». К разработкам программ привлекались не только сотрудники Гаража особого назначения, но и другие специалисты.

Еще одной тенденцией в работе Гаража особого назначения первой половины 1980-х годов, после кончины Л.И.Брежнева, стало снижение международной активности. И Ю.В.Андропов (за исключением поездки в Чехословацкую Социалистическую Республику в 1983 году), и К. У. Черненко зарубежных визитов не совершали.

»