21 января 1956 года был создан мотоциклетный взвод в составе Отдельного полка специального назначения Управления коменданта Московского Кремля (10-е управление КГБ при Совете министров СССР). Основной задачей взвода, первым командиром которого стал Валентин Михайлович Старостенко, было эскортирование кортежа автомобилей во время торжественных встреч почетных гостей. Опыта создания такого подразделения у КГБ не было, методик для обучения личного состава не существовало. Тренировки взвода начались на спортивной базе Кучино: любопытно, что к началу занятий не успели приобрести мотоциклы, поэтому в течение первых недель использовались велосипеды!
Тренировка мотоциклистов Почетного эскорта
Дебют Почетного эскорта мотоциклистов состоялся 1 июня 1956 года, когда в СССР с официальным визитом прибыл руководитель Югославии Иосип Броз Тито. К слову сказать, идея создания подобного подразделения пришла в голову Н. С. Хрущеву именно после посещения Югославии годом раньше, где он и увидел сопровождение мотоциклистов при торжественной встрече.
Первое эскортирование. Н.С. Хрущев и И.Б. Тито проезжают по улицам Москвы, 1956 год
Почетный эскорт, численность которого могла доходить до 19 единиц, выполнял также охранные функции: мотоциклистам прививались специальные навыки. Рабочей лошадкой эскорта служил мотоцикл М-72. Разработанный первоначально для нужд армии, но отлично зарекомендовавший себя и успешно выпускавшийся после окончания войны, этот мотоцикл поставлялся для Почетного эскорта в особом парадном исполнении: от серийной модели он отличался улучшенной отделкой с обилием хромированных деталей и красивыми звуковыми сигналами-дудками. Построение эскорта выглядело следующим образом: перед автомобилем, в котором находился почетный гость, ехали, как правило, пять мотоциклов, расположенных в форме треугольника, и еще четыре мотоцикла — по два с каждой стороны.
Первый мотоцикл Почетного эскорта СССР М-72
Старший офицер охраны находился на переднем правом кресле основного автомобиля, а рядом с его дверью на мотоцикле двигался старший Почетного эскорта. Такое правило связано с тем, что у этих офицеров помимо радиосвязи должен быть еще и визуальный контакт. В зимнее время года М-72 эксплуатировался с боковым прицепом. В конце 1950-х годов эскортные М-72 оснастили ветровыми и коленными щитками, что повысило защищенность мотоциклистов, особенно в непогоду. Тогда же начали окрашивать в белый цвет боковины покрышек.
Вариант построения мотоциклов Почетного эскорта
Вариант построения мотоциклов Почетного эскорта
Торжественная встреча императора Эфиопии, 1959 год