ВДНХ, павильоны №53 и №54
Вт - Вс: 11:00 - 20:00
Пн - выходной
почётный эскорт гон
ИСТОРИЯ ПОЧЕТНОГО ЭСКОРТА
В разные времена парадные выезды первых лиц государств сопровождались торжественными церемониями, одной из которых стало почетное эскортирование, имевшее помимо внешней декоративной составляющей задачу охраны кортежа. Основным видом подобных подразделений до ХХ века был кавалерийский почетный эскорт. В Российской империи в начале XIX века был создан Собственный Его Императорского Величества конвой — первое специальное войсковое подразделение, предназначенное для сопровождения и охраны императора, членов семьи и почетных гостей.
Карета императора Николая II и императрицы Александры Федоровны в сопровождении кавалеристов, 1896 год
При движении конники выстраивались особым образом, создавая кольцо безопасности. В современной истории существовало много разных видов почетного эскортирования: на море — военными судами, в небе — истребителями, но чаще всего в прошлом веке в этом качестве использовались мотоциклы, сопровождавшие автомобили.
Император Николай II в сопровождении кавалеристов, 1896 год
1956 год
21 января 1956 года был создан мотоциклетный взвод в составе Отдельного полка специального назначения Управления коменданта Московского Кремля (10-е управление КГБ при Совете министров СССР). Основной задачей взвода, первым командиром которого стал Валентин Михайлович Старостенко, было эскортирование кортежа автомобилей во время торжественных встреч почетных гостей. Опыта создания такого подразделения у КГБ не было, методик для обучения личного состава не существовало. Тренировки взвода начались на спортивной базе Кучино: любопытно, что к началу занятий не успели приобрести мотоциклы, поэтому в течение первых недель использовались велосипеды!
Тренировка мотоциклистов Почетного эскорта
Дебют Почетного эскорта мотоциклистов состоялся 1 июня 1956 года, когда в СССР с официальным визитом прибыл руководитель Югославии Иосип Броз Тито. К слову сказать, идея создания подобного подразделения пришла в голову Н. С. Хрущеву именно после посещения Югославии годом раньше, где он и увидел сопровождение мотоциклистов при торжественной встрече.
Первое эскортирование. Н.С. Хрущев и И.Б. Тито проезжают по улицам Москвы, 1956 год
Почетный эскорт, численность которого могла доходить до 19 единиц, выполнял также охранные функции: мотоциклистам прививались специальные навыки. Рабочей лошадкой эскорта служил мотоцикл М-72. Разработанный первоначально для нужд армии, но отлично зарекомендовавший себя и успешно выпускавшийся после окончания войны, этот мотоцикл поставлялся для Почетного эскорта в особом парадном исполнении: от серийной модели он отличался улучшенной отделкой с обилием хромированных деталей и красивыми звуковыми сигналами-дудками. Построение эскорта выглядело следующим образом: перед автомобилем, в котором находился почетный гость, ехали, как правило, пять мотоциклов, расположенных в форме треугольника, и еще четыре мотоцикла — по два с каждой стороны.
Первый мотоцикл Почетного эскорта СССР М-72
Старший офицер охраны находился на переднем правом кресле основного автомобиля, а рядом с его дверью на мотоцикле двигался старший Почетного эскорта. Такое правило связано с тем, что у этих офицеров помимо радиосвязи должен быть еще и визуальный контакт. В зимнее время года М-72 эксплуатировался с боковым прицепом. В конце 1950-х годов эскортные М-72 оснастили ветровыми и коленными щитками, что повысило защищенность мотоциклистов, особенно в непогоду. Тогда же начали окрашивать в белый цвет боковины покрышек.
Вариант построения мотоциклов Почетного эскорта
Вариант построения мотоциклов Почетного эскорта
Торжественная встреча императора Эфиопии, 1959 год
1961 год
На смену мотоциклу М-72 в 1961 году пришел К-750, отличавшийся от серийных собратьев комплектацией, качеством изготовления и сборки. Уже опробованная на предшественнике М-72 белая полоса на боковинах колес осталась, кроме того, часть мотоциклов снабжалась радиостанциями: первых советских космонавтов встречали именно эти машины.
На долю К-750 в 1967 году выпало и сопровождение Вечного огня во время его следования с Марсового поля в Ленинграде к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду в Москве.
Встреча первого космонавта Ю.А. Гагарина, 14 апреля 1961 года
Встреча космонавтов П.И. Беляева и А.А. Леонова, 1965 год
1967 год
В 1967 году в Почетный эскорт поступили мотоциклы К-750М, а затем, через год, и К-650. Главное отличие этой модели — новый верхнеклапанный двигатель МТ-8. К-750М и К-650 некоторое время одновременно служили в Почетном эскорте.
Мотоцикл Почетного эскорта К-750М
Мотоцикл почетного эскорта К-650 с боковым прицепом
1969 год
22 января 1969 года на въезде в Боровицкие ворота Московского Кремля произошел теракт. Военнослужащий Виктор Ильин, думая, что в автомобиле находится Л. И. Брежнев, обстрелял машину, в которой передвигались космонавты. Шофер ГОНа И. Е. Жарков был смертельно ранен.
Мотоциклист Почетного эскорта В. А. Зацепилов, управлявший мотоциклом К-750М, совершил подвиг: так как сбить террориста возможности не было, он, направив свой мотоцикл в сторону стрелявшего террориста, закрыл собой кортеж. Герой получил ранение, но, к счастью, остался жив и был награжден боевым орденом Красной звезды.
Мотоциклист Почетного эскорта Василий Алексеевич Зацепилов
Шофер ГОНа Илья Ефимович Жарков
1973 год
В 1973 году впервые поступили специально разработанные для Почетного эскорта на базе серийной модели К-650 мотоциклы «Днепр-ЭС» («Эскорт‑73»), внешне сильно отличавшиеся от обычных моделей: на каждом были установлены передние и задние дуги безопасности, радиостанция, а о высоком статусе говорили большое количество хромированных деталей и эффектные стеклопластиковые защитные элементы.
Именно для этой модели был разработан специальный боковой прицеп с новым дизайном кузова для эксплуатации в зимний период. Такие мотоциклы использовались до 1980 года.
Мотоцикл «Днепр-Эс»
Мотоциклы «Днепр-Эс» в составе кортежа
1979 год
В 1979 году на службу был принят мотоцикл «Днепр-14.9». Этот мотоцикл был не просто глубокой модификацией серийной машины, а совершенно новой конструкцией, созданной специально для Почетного эскорта. В мировой практике мотостроения это до сих пор остается уникальным явлением! Перед началом эксплуатации из первой партии выбрали пять экземпляров и отправили их в контрольный пробег протяженностью 880 километров.
Результаты пробега показали, что новая модель обладает улучшенной динамикой, топливной экономичностью и устойчивостью. В целом это был совершенный для тех лет мотоцикл, отличавшийся надежностью и качеством. Были выпущены две промышленные партии мотоциклов «Днепр-14.9» в 1979 и 1984 годах.
Тренировка мотоциклистов Почетного эскорта на мотоциклах «Днепр-14,9»
1989 год
На смену «Днепр-14.9» в 1989 году пришел «Днепр-14.9М». Основные изменения в новой модели коснулись уменьшения массы, улучшения динамических характеристик, и повышения устойчивости на высоких скоростях движения. Новая модель получила полностью переработанную систему ветрогрязезащиты.
Службу в Почетном эскорте «Днепр-14.9М» нес с 1989 по 1994 год. Для этой модели был создан новый боковой прицеп для зимнего периода эксплуатации. Именно в таком зимнем варианте «Днепр-14.9М» работал до 1996 года.
Мотоцикл «Днепр-14,9М»
Сотрудники Почетного эскорта у своих мотоциклов «Днепр-14,9М» с боковым прицепом
1993 год
В 1993 году в Почетный эскорт поступили мотоциклы BMW K75RT в специальной полицейской версии: они были черного цвета, а на обтекатели было нанесено изображение Государственного герба Российской Федерации. Боковые прицепы для этой модели не предусматривались, и мотоциклы BMW в зимнее время года поначалу не эксплуатировались, в период до 1996 года зимой продолжалась эксплуатация «Днепр-14.9М». BMW серии K75RT несли службу в Почетном эскорте целых 18 лет — до 2011 года.
BMW K75RT
BMW K75RT в составе кортежа
1996 год
В 1996 году было решено закупить новую партию мотоциклов для зимней эксплуатации. Так как фирма BMW сама никогда не занималась выпуском боковых прицепов к своим мотоциклам и категорически отказалась это делать и для Почетного эскорта, пришлось искать стороннего производителя.
В результате поисков и переговоров был заключен контракт с английской фирмой «Ватсониан Сквайр» (Watsonian Squire), которая взялась оснастить закупленную в 1995 году партию BMW K75RT подобными изделиями. Первые 20 мотоциклов с боковыми прицепами «Ватсониан» прибыли в Москву в 1996 году и состояли на службе до декабря 2006 года.
BMW K75RT с боковым прицепом Watsonian Squire
BMW K75RT с боковым прицепом Watsonian Squire на территории Кремля
2006 год
На смену BMW K75RT в августе 2006 года в Почетный эскорт прибыла новая модель BMW R1150RT. Она была оснащена специально разработанным для Почетного эскорта боковым прицепом немецкой фирмы «Гешпаннбау Хайденваг» (Gespannbau Heidenwag), выпускавшей боковые прицепы под торговой маркой «Troika».
В основу названия легло русское слово, означающее упряжку из трех лошадей — русскую тройку. Мотоциклы оснащались специальными сигналами, системой помехоподавления и дополнительным аккумулятором для радиостанции.
BMW R1150RT с боковым прицепом Gespannbau Heidenwag «Troika»
2012 год
7 мая 2012 года на Торжественную церемонию вступления в должность Президента Российской Федерации кортеж В. В. Путина сопровождали мотоциклы Почетного эскорта BMW R1200RT. Это был дебютный выезд новых мотоциклов, предназначенных для эксплуатации в летний период. Как и все предыдущие модели BMW, R1200RT были полицейской модификацией, оборудовались световыми и звуковыми специальными сигналами, а за сиденьем в специальном контейнере устанавливалась радиостанция.
Мотоциклы этой серии получили обновленные двигатели и новый дизайн, были окрашены в черный цвет, а на обтекателе по-прежнему был изображен Государственный герб Российской Федерации, только в отличие от предыдущих моделей фирменные эмблемы BMW отсутствовали.
Президентский кортеж в Московском Кремле. В Почетном эскорте мотоциклы BMW R1200RT
Мотоциклы BMW R1200RT
2019 год
1 сентября 2019 года Почетный эскорт вошел в состав Гаража особого назначения Транспортного управления СХО ФСО России. Помимо эскортирования высокопоставленных гостей, Почетный эскорт выполняет и другие задачи: например, сопровождает Президента Российской Федерации на торжественную церемонию вступления в должность.
Участвовало подразделение и во встрече Олимпийского огня в 2014 году, а также в Международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня». Сейчас мотоциклисты Почетного эскорта все чаще становятся участниками различных культурных мероприятий, организуемых Правительством Москвы совместно с Музеем Гаража особого назначения.
Мотоциклы BMW R1200RT эскортируют автомобиль Президента Российской Федерации В.В. Путина на церемонию вступления в должность, 7 мая 2018 года
Встреча олимпийского огня в Москве. В составе кортежа мотоциклы BMW R1200RT. 6 октября 2013 года