Автомобили первых лиц страны мы привыкли видеть на торжественных церемониях, парадах, во время проезда кортежа по городу. Они всегда – воплощение силы и мощи страны, предмет особой гордости и престижа.
Конструкторская работа по созданию правительственных лимузинов во все времена была тщательно скрыта от посторонних глаз. Увидеть эскизы, наброски и поисковые варианты главного автомобиля страны абсолютно невозможно – всё равно, что ознакомиться с черновиками государственного гимна. Создание «машин власти» проходило в тиши конструкторских бюро, показывался только конечный результат, а различные вариации и тем более альтернативные идеи так и оставались за закрытыми дверьми и в папках под грифом «секретно».
Иллюстрация на афише из собрания Политехнического музея.
Свое видение главного автомобиля страны в разное время предлагали самые именитые советские автомобильные художники – Валентин Ростков, Юрий Долматовский, Владимир Арямов, Эрик Сабо, Эдуард Молчанов. Почти все их проекты были сделаны «в стол», так и оставшись на бумаге.
Из кропотливого многомесячного труда в архивах, музейных запасниках, частных коллекциях и закрытых НИИ, из поездок по стране и многочасовых бесед с дизайнерами и конструкторами, команда талантливых журналистов и молодых историков смогла создать уникальный выставочный проект, включающий в себя более тысячи эскизов и редчайших фотографий, десятки деревянных и пластилиновых прототипов лимузинов, о возможности существования которых большинство из нас даже не догадывалось. Получилась выставка «машин власти, которых не было».
Как известно, история не терпит сослагательного наклонения и
автомобильная история – не исключение. Впрочем, есть у неё одно
преимущество – многое из того, что могло бы случиться и не случилось,
сохранилось в рисунках, фотографиях и масштабных макетах. Пришло
время все это собрать, осмыслить и показать – решили организаторы
выставки «Дизайн под грифом "секретно"».
Многие из идей поражают грандиозностью своего замысла. В 1940 и 1941 годах группа молодых конструкторов и художников Московского автомобильного завода имени Сталина разработала проект фантастического лимузина, казавшегося пришельцем из будущего, но дальнейшей работе помешала война.
После войны двадцатилетний художник Владимир Арямов рисовал для
себя еще более футуристические автомобили «Москва», причем,
совершенно не рассчитывая на воплощение рисунков в жизнь. Это была
мечта в чистом виде – фантазия о том, как мог бы выглядеть главный
автомобиль Советского Союза. Он же в 60-е годы рисовал необыкновенные и поражающие своей красотой кабриолеты с говорящим названием «Мир», предназначавшиеся для торжественных встреч лидеров сверхдержав.
В 60-е талантливый художник Эрик Сабо предлагал неповторимый и
неординарный дизайн правительственных ЗИЛов – все это тоже не претворилось в жизнь, исчезнув на долгое время в личном архиве мастера.
И таких историй много. Это и 20-е годы – самое начало совесткого
автопрома – автомобили «Промбронь» и «Красный путиловец», и наше
недавнее прошлое – проекты «Руссо-Балт», Marussia и Aurus.
Ни одна из представленных на выставке дизайнерских идей не воплотилась в жизнь. Автомобили на рисунках, и готовые прототипы, признанные неудачными, и просто поисковые решения – беда многих из них в том, что они намного опередили своё время.
Особый шарм придают выставке дипломные работы молодых современных дизайнеров, пытающихся переосмыслить утраченные легендарные бренды, такие как «ЗИЛ», «Чайка» или «Руссо-Балт». Эти проекты выглядят эпатажно, спорно и… абсолютно нереалистично. Быть может, они тоже опередили время и их смогут по достоинству оценить люди следующих поколений? Традиция бескомпромиссного творчества продолжается.
На выставке представлены иллюстрации и материалы из собрания Политехнического музея.
До недавнего времени были известны только единичные рисунки этих
художников. Изредка они публиковались в книгах и журналах, мелькали в интернете, показывались в музеях. И только сейчас на выставке можно
будет по-настоящему оценить широту размаха этого явления. Впервые публике будут представлены поисковые и альтернативные проекты флагманов отечественного автопрома. Какие были варианты, что предлагалось взамен, что пошло в серию, а что нет – все это демонстрируется впервые, собранное в одном месте и в одно время.