Вт - Вс: 11:00 - 20:00
Пн - выходной
ВДНХ, павильоны №53 и №54
Автомобили первых лиц страны мы привыкли видеть на торжественных церемониях, парадах, во время проезда кортежа по городу. Они всегда – воплощение силы и мощи страны, предмет особой гордости и престижа.
«Дизайн под грифом секретно»
дети до 7 лет - бесплатно
льготный билет - 200 руб.
стандартный билет (от 15 лет) - 400 руб.
СТОИМОСТЬ БИЛЕТОВ
Конструкторская работа по созданию правительственных лимузинов во все времена была тщательно скрыта от посторонних глаз. Увидеть эскизы, наброски и поисковые варианты главного автомобиля страны абсолютно невозможно – всё равно, что ознакомиться с черновиками государственного гимна. Создание «машин власти» проходило в тиши конструкторских бюро, показывался только конечный результат, а различные вариации и тем более альтернативные идеи так и оставались за закрытыми дверьми и в папках под грифом «секретно».
ВДНХ, павильон 53
выставка
Дизайн под грифом «секретно»
Как известно, история не терпит сослагательного наклонения и
автомобильная история – не исключение. Впрочем, есть у неё одно
преимущество – многое из того, что могло бы случиться и не случилось,
сохранилось в рисунках, фотографиях и масштабных макетах. Пришло
время все это собрать, осмыслить и показать – решили организаторы
выставки «Дизайн под грифом "секретно"».
Из кропотливого многомесячного труда в архивах, музейных запасниках, частных коллекциях и закрытых НИИ, из поездок по стране и многочасовых бесед с дизайнерами и конструкторами, команда талантливых журналистов и молодых историков смогла создать уникальный выставочный проект, включающий в себя более тысячи эскизов и редчайших фотографий, десятки деревянных и пластилиновых прототипов лимузинов, о возможности существования которых большинство из нас даже не догадывалось. Получилась выставка «машин власти, которых не было».
Свое видение главного автомобиля страны в разное время предлагали самые именитые советские автомобильные художники – Валентин Ростков, Юрий Долматовский, Владимир Арямов, Эрик Сабо, Эдуард Молчанов. Почти все их проекты были сделаны «в стол», так и оставшись на бумаге.
До недавнего времени были известны только единичные рисунки этих
художников. Изредка они публиковались в книгах и журналах, мелькали в интернете, показывались в музеях. И только сейчас на выставке можно
будет по-настоящему оценить широту размаха этого явления. Впервые публике будут представлены поисковые и альтернативные проекты флагманов отечественного автопрома. Какие были варианты, что предлагалось взамен, что пошло в серию, а что нет – все это демонстрируется впервые, собранное в одном месте и в одно время.
Особый шарм придают выставке дипломные работы молодых современных дизайнеров, пытающихся переосмыслить утраченные легендарные бренды, такие как «ЗИЛ», «Чайка» или «Руссо-Балт». Эти проекты выглядят эпатажно, спорно и… абсолютно нереалистично. Быть может, они тоже опередили время и их смогут по достоинству оценить люди следующих поколений? Традиция бескомпромиссного творчества продолжается.
В 60-е талантливый художник Эрик Сабо предлагал неповторимый и
неординарный дизайн правительственных ЗИЛов – все это тоже не претворилось в жизнь, исчезнув на долгое время в личном архиве мастера.
И таких историй много. Это и 20-е годы – самое начало совесткого
автопрома – автомобили «Промбронь» и «Красный путиловец», и наше
недавнее прошлое – проекты «Руссо-Балт», Marussia и Aurus.
Ни одна из представленных на выставке дизайнерских идей не воплотилась
в жизнь. Автомобили на рисунках, и готовые прототипы, признанные
неудачными, и просто поисковые решения – беда многих из них в том, что
они намного опередили своё время.
После войны двадцатилетний художник Владимир Арямов рисовал для
себя еще более футуристические автомобили «Москва», причем,
совершенно не рассчитывая на воплощение рисунков в жизнь. Это была
мечта в чистом виде – фантазия о том, как мог бы выглядеть главный
автомобиль Советского Союза. Он же в 60-е годы рисовал необыкновенные
и поражающие своей красотой кабриолеты с говорящим названием «Мир», предназначавшиеся для торжественных встреч лидеров сверхдержав.
Многие из идей поражают грандиозностью своего замысла. В 1940 и 1941 годах группа молодых конструкторов и художников Московского автомобильного завода имени Сталина разработала проект фантастического лимузина, казавшегося пришельцем из будущего, но дальнейшей работе помешала война.
СМИ О ВЫСТАВКЕ
ПАРТНЁРЫ ВЫСТАВКИ
Музей выражает искреннею благодарность за помощь в организации: